Сегодня фраза римского философа Сенеки «не для школы — для жизни учимся» стала ориентиром в российском процессе образования. А чтобы ребенок мог решать задачи за пределами парты, грамотно выстроить свою жизнь и не потеряться в ней, ему потребуется «житейская мудрость», в школе она зовется функциональной грамотностью.
Приоритеты российской системы образования сейчас определяют три направления: единство стандартов образовательного пространства учебной и воспитательной деятельности:
- развитие личностных качеств;
- чтобы ученик был способен адаптироваться к меняющимся условиям социальноприродной среды;
- безопасное использование цифровых технологий.
Начальная школа — база для формирования учебной деятельности и функцио - нальной грамотности. Современные дети уже овладевают профессиями, о которых старшее поколение даже не подозревает: нейроинженер, оператор дронов, космобиолог, биоэтик, игромастер. Чтобы стать востребованным специалистом в этих областях, потребуются определенные навыки, но в школах их часто не принимают всерьез. Образ успешного ребенка с учетом новых требований изменился. Сегодня школьнику важно быть:
- Готовым к взаимодействию с окружающим миром.
- Готовым самостоятельно решать учебные и житейские задачи — уметь проецировать предметные знания, полученные на уроке, на жизненную ситуацию, а потом быстро и эффективно ее разрешить. При этом неважно, встречался ученик раньше с подобными задачами или нет, предсказуемые они или нет.
- Коммуникабельным. Уметь выстраивать отношения внутри любого коллектива. Сегодня это одна из самых актуальных проблем среди младших школьников. Причина здесь кроется в обучении на дому из-за вынужденной дистанционки.
- Критически мыслящим. Уметь оценить уровень своего незнания, спрогнозировать путь решения той или иной задачи.
Предметные компоненты функциональной грамотности соответствуют предметам учебного плана начальной школы. Языковая грамотность формируется на занятиях русского языка, литературная — на уроках литературного чтения, математическая — на математике, а естественнонаучная — на уроках окружающего мира.
Для оценки уровня функциональной и академической грамотности у школьников регулярно проводится мониторинг PISA, TIMSS и PIRLS. Раз в три года с 2000 года Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) оценивает функциональную грамотность 15-летних подростков. Раз в четыре года с 1995 года Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA) дает сравнительную оценку качеству математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе. А с 2001 года раз в пять лет та же Ассоциация (IEA) пытается оценить качество чтения и понимания текста у тех, кто учится в начальной школе