В МОУ «Новоорловская СОШ» организована и создана доступная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в следующем объеме:
Услуги в учреждении представляются для следующих категорий инвалидов:
- инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата (доступ не выше 1-го этажа)
- инвалиды с расстройством аутистического спектра (РАС)
- инвалиды с задержкой психического развития (ЗПР)
- инвалиды с интеллектуальными нарушениями (У/О)
- инвалиды с общими заболеваниями
Предоставление услуг в дистанционном режиме:
Услуги, которые в случае трудности посещения здания организации, оказываются на дому: обучение на дому по программам начального, основного и среднего общего образования.
Учреждение предоставляет услуги по месту жительства инвалида (на дому): обучение обучающихся, имеющих право на организацию обучения по медицинским показаниям по основным образовательным программам на дому (по заявлению родителей) осуществляется при предъявлении в школу необходимых документов.
Предоставление услуг на объекте:
По телефону можно заранее договориться о времени подхода инвалида к месту предоставления услуги и вызвать сотрудника школы по телефону - 8 (302) 393 -91-48
Вход в школу
Два входа в школу оборудованы пандусом и поручнями,
сменное кресло- коляска; доступная входная группа; достаточная ширина дверных проемов в стенах, наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, предоставление услуги с сопровождением инвалида по территории объекта работником организации;адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих)
Внутреннее пространство школы
- На первом этаже расположены учебные кабинеты, столовая, спортзал.
- На первом этаже так же находится санитарно-гигиеническая комната.
Дети-инвалиды занимаются только на 1 этаже, в рабочей зоне инклюзии. Школьная столовая
В столовой предусмотрено отдельное время получения завтрака, согласно возрасту ребенка- инвалида. Дети, которые обучаются в классе, питаются вместе с классом.
Школьный туалет
В школе предусмотрен туалет для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников).
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Для проведения практических занятий в школе оборудованы кабинеты биологии, физики, химии, информатики, кабинеты технологии для девочек и мальчиков, оснащенные необходимым лабораторным оборудованием. В кабинетах технологии имеется технологическое оборудование: электроплита, комплект кухонной посуды, мойка, инструменты для работы с деревом, имеется оборудование для кройки и шитья.Компьютерные классы работают по определенному графику, который позволяет всем участникам образовательного процесса пользоваться его услугами в урочное и внеурочное время, в том числе для проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
В образовательном учреждении имеется библиотека с читальным залом, с возможностью выхода в интернет. Все обучающиеся обеспечены соответствующей литературой Письмо Минпросвещения России от 10.06.2019 N ОВ-473 07 Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Обучение организовано по адаптированной программе, все обучающиеся обеспечены специальными учебниками. Во время проведения занятий в классах, где обучаются обучающиеся с ОВЗ возможно применение мультимедийных средств, оргтехники мультимедиа-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальнее консультации.
Перечень специальных учебников для реализации основных адаптированных программ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
В школе осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ. Доступ имеется во всех учебных кабинетах и библиотеке.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеются следующие специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийные средства:
- мультимедийные проекторы;
- интерактивные доски;
- компьютеры;
- ноутбуки;
- принтеры, сканеры;
Сенсорная комната
В нашей школе функционирует сенсорная комната, которая предназначена для оказания комплексной помощи детям.
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих задач:
— снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
— активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
— стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т. д);
— развитие двигательных функций;
— устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей;
— создание положительного эмоционального фона.
Отдых в сенсорных комнатах показан взрослым и детям с проблемами восприятия общества, с рассеянным вниманием и нездоровой реакцией на окружающую среду. Здоровые люди также могут пользоваться сенсорными комнатами для расслабления и релаксации.
Занятия проводятся квалифицированным специалистом педагогом-психологом. Время сеансов 40 — 45 минут. Занятия проводятся индивидуально или подгруппами по 2-4 человека.
Сеансы включают комплексное использование сенсорного оборудования с проведением различных психологических приемов и техник. Это:
• музыкальная и телесная терапия;
• игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы;
• игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация);
• упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;
• методики развития памяти, внимания, восприятия, воображения;
• методы развития коммуникативных навыков.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Спортивный зал оборудован раздевалками, подсобным помещением для хранения инвентаря и оборудования. Уроки физической культуры обеспечены необходимым учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием: гимнастические стенки, бревно, козел, канат, перекладина,мост,маты, мячи, сетки,обручи.
Специальные условия питания:
В организации имеется столовая на 150 мест. Организовано бесплатное питание для учащихся с ОВЗ и инвалидностью.Оборудование и персонал пищеблока реализует потребность обучающихся в бесплатном питании. При обучении ребенка на дому он получает паек. Школьная столовая работает в режиме шестидневной рабочей недели.При организации питания обучающихся в ОУ основными принципами являются принципы рационального питания.Широкий ассортимент продуктов: мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, овощи и фрукты, крупы, макаронные изделия и бобовые, хлеб и хлебобулочные изделия, сахар, всё, что необходимо для обеспечения полноценного химического состава рациона. Правильная кулинарно-технологическая обработка продуктов для сохранения биологической и пищевой ценности, органолептических свойств приготовляемых блюд и высокой усвояемости пищевых веществ.Витамины являются составной частью пищи, поэтому важными являются требования к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности.
Специальные условия охраны здоровья:
За школой закреплен медицинский работник от ГУЗ ЦРБ Агинская, по договору с нахождением в течение рабочего дня в данном ОУ.Деятельность медицинская служба осуществляет в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок и организацию оказания доврачебной неотложной медицинской помощи на основании СЭЗ. Между образовательной организацией и медицинской организацией подписано соглашение по оказанию первичной медико-санитарной помощи обучающимся по месту нахождения образовательной организации. Основной принцип медицинской службы: комплексный и индивидуальный подход к каждому ребёнку. Направления медицинского сопровождения: лечебная и аналитическая деятельность, организация и проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, санитарно – просветительская работа, обучение, работа с общественностью. Лечебная деятельность включает в себя следующие моменты: Каждый вновь поступивший ребёнок приглашается с одним из родителей на приём, оформляется индивидуальная карта, где указываются все данные ребенка, его физические показатели. Проводится антропометрическое обследование детей с целью подбора соответствующего размера школьных парт и детской мебели. Ежедневная работа школьного фельдшера включает в себя оказание первой медицинской помощи при обращении детей и сотрудников. Организация и проведение профилактических и оздоровительных мероприятий включает в себя следующие моменты:
Осмотр всех детей на наличие острых инфекционных заболеваний, утренний осмотр работников пищеблока, ежедневный контроль за санитарным состоянием пищеблока, классов.
Санитарно-просветительская работа осуществляется как с родителями, так и с детьми через личные и групповые беседы, распространение листков санбюллетеней.
Варианты взаимодействия:
• специалисты Службы сопровождения школы используют рекомендации и заключение врача о состоянии ребенка при построении программы коррекционно-развивающих занятий;
• специалисты Службы сопровождения школы рекомендуют родителям ребенка сопровождение врачами различных профилей;
• обеспечиваемое врачом лечение учитывается при разработке программы комплексной помощи (занятия могут сопровождаться лечением или проводятся после прохождения курса лечения в зависимости от врачебной рекомендации).
Взаимодействие школы с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляется в сотрудничестве со следующими организациями:
ГОУ ЦПМСС «Дар» Забайкальского края; ГАУСО КЦСОН «Орловский»; ГУСО Центр психолого-педагогической помощи населению Забайкальского края «Доверие»; Центр социально- психологической помощи населению «Ариадна»; ГУЧ Центр соцобслуживания населения «Берегиня» г.Чита; ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница им. В.Х. Кандинского»; ГУСО ВСРЦ «Росинка».
Состояние службы сопровождения в школе.
В школе организовано психологопедагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. В школе создаются условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Создан ПМПк. ПМПк школы реализует диагностико – консультативную, методическую и коррекционно – развивающую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от 7 до18 лет. Деятельность ПМПк направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка и с учетом многообразия и изменчивости условий местного социума. С инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организуются индивидуальное и групповое психологическое консультирование, целью которых является актуализация и содействие перспективному развитию личностных (индивидуально – профессиональных) ресурсов (потенциала) учащегося с ОВЗ, созданы психолого – педагогические условия для развития различных аспектов его жизнеспособности и жизнестойкости, без которых вовлечённость в трудовую жизнь инвалидов затруднена. Условия оказания психолого - педагогической медицинской и социальной помощи детям – инвалидам постоянно совершенствуются.
Кутузова М.О. педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
Кривицкая В.Н.- логопедическое сопровождение детей с ОВЗ.
Мустафина Г.Ф. - дефектологическое сопровождение детей с ОВЗ.
Зодбоева Б.Г.. - социальный педагог в школе.
Психолог осуществляет следующее сопровождение:
- Занятия, направленные на развитие психических процессов (восприятия, мышления и т.д.), подготавливающие базис, на который опираются логопед и дефектолог при проведении коррекционной работы;
- Проработка эмоционально-личностных проблем (в индивидуальной и групповой формах); индивидуальная коррекционная работа в специально оборудованном кабинете для арт-терапии и свободного самовыражения ребенка;
- Социальные игры в форме тренингов - специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции;
- Простраивание, нормализация отношений ребенка с учителем, классом (групповые занятия, консультации);
- Занятия-тренинги по развитию навыков коммуникации, по овладению приемами релаксации и т.д.;
- Об учение здоровому жизненному стилю, навыкам саморегуляции;
- Формирование устойчивых поддерживающих отношений ребенка с родителями для обеспечения его эффективной поддержкой не только в школе, но и дома (обязательно при взаимодействии с социальным педагогом).
- В условиях работы консилиума в образовательном учреждении при реализации программ комплексной помощи психолог так же взаимодействует с социальным педагогом, учителем класса и медсестрой (врачом).
- Социальный педагог подключается в случае необходимости диагностики и коррекции социального статуса ребенка, условий семейного воспитания. Распределение содержания и формы работы социального педагога и психолога может быть следующим:
- Социальный педагог обеспечивает улучшение адаптация и увеличение ресурсов семьи, психолог формирует и корректирует социальную позицию ребенка в школе;
- Социальный педагог обеспечивает наблюдение ребенка в школе и дома, психолог укрепляет и корректирует межличностные отношения ребенка с другими членами семьи;
- Социальный педагог работает с ребенком (или со всей семьей) над проблемой дезадаптации в школе и дома, психолог реализует программу коррекционно-развивающих занятий по поставленным задачам, сформулированным совместно с социальным педагогом и др.
Опыт работы школьных психолого-медико-педагогических консилиумов.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме - ПМПк, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается корреционно- развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д. В учебном году один раз в четверть проводится заседание ПМПк, а также внеплановые по необходимости.
В МОУ «Новоорловская СОШ» реализуются адаптированные образовательные программы для учащихся с ОВЗ.